УСТРОЙСТВА
СВЕТОМАСКИРОВОЧНЫЕ
ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Описание и инструкция по монтажу

(дополненное издание)

Оглавление


1. Номенклатура светомаскировочных устройств

Светомаскировочные устройства грузовых автомобилей применяются для головных фар, габаритных огней, сигналов торможения, указателей поворота и плафонов. Все остальные внешние световые приборы, нарушающие маскировочный режим автомобиля, должны быть в это время отключены из его электрической цепи.


2. ОПИСАНИЕ СВЕТОМАСКИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ

2.1. Светомаскировочные устройства для автомобильных фар

2.1.1. Светомаскировочная насадка АС 101-3719100 (рис. 1) устанавливается в головных фарах грузовых автомобилей и других машин, на которых применяются фара с диаметром светового отверстия 170 мм.

      Светомаскировочная насадка представляет собой металлический штампованный диск 3 с фланцем, окном в центральной части и крышкой с козырьком 1, шарнирно прикрепленной к диску.
      В крышке насадки установлена двухрядная линза 2 из стекла сине-зеленого цвета.

Светомаскировочная насадка обеспечивает два режима освещения:
а) режим маскировочного затемнения (МЗ) - крышка с козырьком 1 закрыта и закреплена пружинной защелкой 4;
б) незатемненный режим (НЗ) - крышка с козырьком 1 открыта и закреплена в верхнем положении ушком 6 за фиксатор 7.

      Светомаскировочная насадка АС 101-3719100 закрепляется в фарах типа ФГ1 и ФГ10 - специальными наружными ободками. Эти наружные ободки в отличие от ободков серийных фар имеют увеличенный внутренний диаметр и паз для фиксации положения насадки в ободке. Кроме того, в ободке для установки насадки на фару ФГ1 имеются три отверстия для крепежных винтов.
      В зависимости от присоединительных размеров, а также способа крепления наружных и внутренних ободков к фарам светомаскировочные насадки в сборе с такими ободками имеют следующие обозначения (рис. 2 и 3):
      а) АС101-3719000 — для установки на фары типа ФГ1;
      б) АС 110-3719000 — для установки на фары типа ФГ10;
      в) АС122-3719000 — для установки на фары типа ФГ122 и ФГ150.



      Примечание. Насадка АС 122-3719000 может поставляться как в сборе с внутренним ободком, так и с ободком, выполненным за одно целое с диском.

      В фарах со светомаскировочными насадками используется как дальний, так и ближний свет. В электрической сети машин никаких дополнительных переключений при установке насадки не производится.
      Светомаскировочная насадка окрашена в черный цвет.


Примечание. Светомаскировочные устройства, не входящие в комплекты, заказываются отдельно.

2.2. Светомаскировочные устройства для задних фонарей

2.2.1. Для светомаскировки задних фонарей типа - ФП101 применяется ободок в сборе ФП13-300, который устанавливается непосредственно на рассеиватель фонарей типа ФП101, и светомаскировочная вставка ФП13-150-Б к линзе номерного знака (рис. 4).


Рис. 4. Задний фонарь типа ФП101(ФП13) и ободок в сборе ФП13-300:
1 - ободок в сборе; 2 - барашек; 3 — светомаскировочная вставка ФП13-150-Б к линзе номерного знака; 4 - винт крепления рассеивателя; 5 - отверстие с резьбой М4; 6 - отверстие 04,5 мм; 7 - кронштейн

2.2.2. Ободок в сборе состоит из металлического окрашенного в черный цвет ободка 1, в котором:
- круглое отверстие (в верхней части) закрыто пластмассовым светофильтром красного цвета и служит для маскировки сигнала «Торможение»;
- четыре прямоугольных отверстия -(в нижней части) также закрыты пластмассовым светофильтром красного цвета и служат индикатором расстояния;
. - установлены два пластмассовых барашка 2, армированных винтами М4.
      В комплект ободка в сборе входит стальной цинкованный кронштейн 7, имеющий четыре отверстия:
а) два отверстия 6 диаметром 4,5 мм служат для установка кронштейна под винты крепления рассеивателя;
б) два отверстия 5, на отогнутых концах кронштейна имеют резьбу М4 и служат для крепления ободка на фонаре с помощью двух барашков.
      Переход с замаскированного режима на незамаскированный производится без разборки фонаря: снимается только ободок в сборе ФП13-300. Снимать кронштейн 7 с фонаря не обязательно.

2.2.3. Линзы освещения номерного знака фонарей типов ФП101 маскируются светомаскировочной вставкой 3 (рис. 4), представляющей собой изогнутую по форме линзы пластину без отверстий. 2.2.4. Задние фонари типа ФП1ОО и задние указатели поворота типа УП5 маскируются вставкой УП5-250 (рис. 5), которая устанавливается между прокладкой и рассеивателем.

2.3. Светомаскировочные вставки к передним габаритным фонарям.

2.3.1. Передние габаритные фонари типа ПФ10 маскируются светомаскировочной вставкой ПФ10-250 (рис. 7), которая устанавливается между корпусом и прокладкой.


Рис. 7. Передний габаритный фонарь типа ПФ10 и светомаскировочная вставка ПФ10-250

2.3.2. Передние габаритные фонари типа ПФ101 маскируются вставкой ПФ101-250 (рис. 8), которая устанавливается между прокладкой и рассеивателем.


Рис. 8. Передний габаритный фонарь типа ПФ10 и светомаскировочная вставка ПФ10-250

2.4. Светомаскировочная насадка для повторителей боковых указателя поворота.

2.4.1. Для светомаскировки повторителей боковых указателя поворота типа УП101 применяется светомаскировочная насадка АС 133-3719010 (рис. 6), которая состоит из ободка 3 и крышки 4 с двумя диаметрально расположенными на конусной части отверстиями, закрытыми светофильтрами желтого цвета.

2.5. Светомаскировочная вставка к плафонам.

2.5.1. Плафоны типов ПК2 и ПК201 маскируются вставкой ПК2-250 (рис. 9), которая устанавливается между рассеивателем и корпусом.

3. МОНТАЖ СВЕТОМАСКИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ НА АВТОМОБИЛЯХ

3.1. Оборудование автомобилей светомаскировочными устройствами заключается в установке светомаскировочных насадок в сборе с ободками на головные фары и светомаскировочных вставок в другие световые приборы (подфарники, задние фонари, плафоны). 3.2. Установка светомаскировочных насадок на головные фары производится в следующем порядке:

— на фары типа ФГ1 (рис. 10):

      а) снять наружный ободок фары;
      б) вывернуть три винта, крепящие внутренний ободок с оптическим элементом и снять внутренний ободок;
      в) надеть на насадку специальный наружный ободок, имеющийся в комплекте с насадкой. Наложить насадку на оптический элемент. Совместить три отверстия с крепежными винтами наружного ободка с тремя резьбовыми отверстиями в корпусе фары и завернуть (на 1-2 оборота) крепежные винт ободка:
      г) совместить фиксирующий выступ в нижней части диска насадки с пазом в ободке;
      д) завернуть три винта наружного ободка до полного прижатия насадки с оптическим элементом к корпусу фары;

- на фары типа ФГ122 и ФГ150 (рис. 11):

      а) снять наружный ободок фары, если он имеется;
      б) ослабить винты крепления внутреннего ободка и снять внутренний ободок;
      в) надеть на насадку специальный внутренний ободок, если он имеется в комплекте с насадкой, совместив фиксирующий выступ в нижней части диска с пазом в специальном ободке. Для насадок, ободок которых выполнен за одно целое с диском, эта операция не производится;
      г) надеть насадку на оптический элемент фары; закрепить насадку тремя винтами до полного прижатия оптического элемента к установочному кольцу;
      д) надеть и закрепить на фаре наружный ободок;

— на фары типа ФГ10 (рис. 12);

     а) снять с фары наружный ободок в сборе с оптическим элементом; б) вынуть пружинные держатели и отделить от оптического элемента наружный ободок;
      в) надеть на насадку специальный наружный ободок, имеющийся в комплекте с насадкой;
      г) совместить фиксирующий выступ, имеющийся на диске насадки, с пазом в наружном ободке;
      д) установить оптический элемент в насадку таким образом, чтобы отогнутый усик рефлектора у оптического элемента вошел в паз ушка наружного ободка;
      е) закрепить оптический элемент в наружном ободке пружинными держателями, вынутыми при снятии ободка фары;
      ж) установить в фару оптический элемент, собранный с насадкой и специальным ободком.

3.3. Замаскировать фонари типов ФП101, для чего:

      а) отвернуть два винта крепления ободка;
      б) снять пластмассовый рассеиватель с резиновым шнуром;
      в) проверить наличие и исправность ламп. Для подачи сигнала торможения должна быть установлена лампа 21 св., или 21 Вт, для освещения индикатора расстояния - 3 св., или 5 ВТ;
      г) освободить винты, крепящие линзу номерного знака, и повернуть держатели линз в фонарях с линзой номерного знака;
      д) наложить на линзу номерного знака светомаскировочную вставку 3 (рис. 4)


Рис. 4. Задний фонарь типа ФП101(ФП13) и ободок в сборе ФП13-300:
1 - ободок в сборе; 2 - барашек; 3 — светомаскировочная вставка ФП13-150-Б к линзе номерного знака; 4 - винт крепления рассеивателя; 5 - отверстие с резьбой М4; 6 - отверстие 04,5 мм; 7 - кронштейн

и, установив на прежнее место держатели, завернуть винты, крепящие линзу, до полного прижатия вставки с линзой к корпусу фонаря;
      ж) установить пластмассовый рассеиватель в сборе с резиновым шнуром на фонарь и закрепить двумя винтами 4 вместе с кронштейном 7 к корпусу, как показано на рис. 4 (слева). Установить на фонарь ободок в сборе 1, завернуть два барашка 2 в резьбовые отверстия 5 кронштейна. При этом круглый светофильтр должен быть расположен напротив светового сигнала «Торможение».

3.4. Замаскировать повторители боковые указателя поворота типа УП101, для чего:

      а) вывернуть винты крепления рассеивателя;
      б) наложить светомаскировочный ободок на рассеиватель и прикрепить его этими же винтами вместе с рассеивателем к корпусу фонаря;
      в) накрыть фонарь крышкой насадки светомаскировочной, совместив при этом пазы крышки с выдавками ободка.

3.5. Замаскировать передние габаритные фонари, указатели поворота и плафоны, установив в них соответствующие светомаскировочные вставки. Все светомаскировочные вставки устанавливаются так, чтобы их световые отверстия были обращены вниз.

4. УХОД ЗА СВЕТОМАСКИРОВОЧНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ

4.1. Уход за светомаскировочными устройствами заключается в содержании световых приборов и проводки к ним в полной исправности, в проверке правильности установки замаскированных фар, в содержании светомаскировочных устройств (особенно линз насадок фар) в чистоте.

4.2. Отрегулировать замаскированные фары по экрану в режиме «НЗ» (или без СМУ), - для чего (рис. 13):

      а) установить автомобиль (без груза, с нормально накачанными шинами) на горизонтальной площадке на расстоянии 7,5 м от экрана, установленного перпендикулярно продольной оси автомобиля или от стены, окрашенной белой краской;
      б) нанести на экране (стене):
      - три вертикальные линии: среднюю — против оси автомобиля и две боковые — против центров фар;
      - горизонтальную линию на высоте «В» от уровня площадки. Величина «В» определяется как 0,9 Н, где Н — высота центров фар машины в мм. Величина «С» равна половине расстояния между центрами фар;
      в) включить дальний свет и закрыть одну из фар светонепроницаемым материалом;
      г) отрегулировать фары так, чтобы середина светового пятна от каждой фары лежала соответственно на пересечении правой и левой вертикальных линий с горизонтальной линией на высоте 0,9 Н;
      д) для регулирования фар типа ФГ1 следует ослабить гайки крепления фары и, поворачивая фару, добиться положения, указанного в подпункте 4; по окончании регулировки закрепить гайку и проверить не сбилась ли регулировка;
      е) для регулирования фар типа ФГ122 нужно снять наружные ободки и, вращая регулировочные винты, добиться положения, указанного в подпункте 4;
по окончании регулировки одеть ободки, закрепить их и проверить не сбилась ли регулировка.

4.3. Перед каждым выездом автомобиля из парка необходимо:

      а) очистить от пыли и грязи замаскированные световые приборы автомобиля (фары, передние и задние габаритные фонари, указатели поворота) и проверить наличие в них светомаскировочных приспособлений;
      б) проверить действие приборов освещения;
      в) проверить положение светомаскировочных устройств фар и заднего фонаря.